“Регистрация торговой марки”

Цель: защита прибыли.

Многие начинающие предприниматели очень часто отмахиваются от необходимости официально регистрировать торговую марку. Ссылаются на «молодость бизнеса», «да мне пока не надо», и просто банальное нежелание нести дополнительные расходы. Конечно, не хочется пугать «страшилками» из жизни, но увы – недобросовестная конкуренция это реальность сегодняшнего рынка, причем не только на Украине.

Один из самых распространенных способов подпортить кровь вашему бизнесу – это, например, сделать бессовестно похожий товарный знак и упасть «на хвост» вашей репутации, особенно если вы уже начали раскручивать свое имя и у вас появились стабильные продажи. В случае, если вы регистрировали свою торговую марку (или товарный знак) – у вас есть реальное оружие, которым вы быстро решите вопрос с такими прилипалами. А если не регистрировали? Тогда возни и нервотрепки не избежать, причем и результат «патентных разборок» вам заранее никто не гарантирует.

Итак, с чего же начинается регистрация торговой марки? Какой тип торговой марки регистрировать? На кого регистрировать – на себя или на компанию? И во сколько это удовольствие обойдется? Разберемся по-порядку.

Что регистрировать: типы торговых марок.

В качестве торговых  марок могут  выступать слова, буквы, цифры, графические элементы, цвета, различные сочетания этих элементов, а иногда регистрируют даже запахи, звуки и многое другое. Но чаще всего регистрируется три типа торговых марок: словесные, изобразительные и комбинированные. Отдельно стоит упомянуть графические изображения упаковок – их тоже регистрируют как изобразительные торговые марки, усиливая защиту товаров от недобросовестной конкуренции.

Словесная торговая марка – это именно слово, название ТМ. Словесная торговая марка имеет наибольшие защитные права и возможности. Регистрация словесной торговой марки защищает не только само название, но и схожесть фоносемантического звучание вашей ТМ. Для новых торговых марок мы рекомендуем обязательно регистрировать словесную часть ТМ.

Примечание: когда мы разрабатываем названия для торговых марок или компаний, мы обязательно проводим предварительный поиск названий на схожесть по базе Украпента. В зависимости от пакета разработок это может быть либо проверка по открытой базе зарегистрированных ТМ, либо официальная подача заявки в Укрпатент для дополнительного поиска по поданным заявкам.

Изобразительная торговая марка – это эмблема, графическая часть логотипа, знак на товары и услуги. Это некая картинка, изображение, сочетание элементов и определенных цветов, символизирующая и обозначающая ваш товар/услугу/компанию. Регистрация защищает внешний вид вашего знака (логотипа, эмблемы, корпоративного героя, изображения упаковки и т.п.) от копирования и подражания в изобразительной части. Изобразительные ТМ можно регистрировать как в ч/б варианте, так и в фирменных цветах. Хотя защитных прав у такой регистрации меньше, чем у словесной, регистрация изобразительной ТМ иногда используется, если нет возможности зарегистрировать словесную ТМ.

Примечание: проще говоря, изобразительная ТМ - это когда написание самого названия торговой марки невозможно использовать отдельно от графической части, а используется вся композиция в целом.

Комбинированная торговая марка – это, как легко догадаться, комбинация из словесной части и изобразительной. В случае регистрации комбинированной ТМ защита распространяется и на словесную часть, и на изобразительную. Но здесь важно отметить следующее: защита распространяется именно на композицию, сочетание, совместное использование и слова и изображения, в любых вариантах, предусмотренных фирменным стилем. Комбинированную ТМ также можно регистрировать как в ч/б варианте, так и в фирменных цветах.

Что же лучше регистрировать? В каждом случае нужен индивидуальный подход, чтобы дать конкретные рекомендации. Однако в большинстве ТМ малого бизнеса и средне-конкурентных рынков, достаточно зарегистрировать комбинированную торговую марку (комбинацию слово и изображения), чтобы надежно защитить лицо своего бизнеса.

А вот если вы работаете в условиях высокой конкуренции, либо выходите на новые перспективные рынки, то наилучшим решением для регистрации будет отдельная регистрация словесной части ТМ, и отдельная регистрация изобразительной части ТМ. Для товаров, дополнительно будет необходима еще и регистрация внешнего вида вашей упаковки (в виде изобразительной ТМ и/или в виде промышленного образца). Таким образом вы максимально защитите свои права на собственную торговую марку.

  • С чего начать регистрацию ТМ?

    Для начала – с определения классов регистрации своих товаров и услуг. Классы регистрации – это классификатор товаров и услуг по группам и схожим типам. Всего существует 45 классов - 34 класса для товаров и 11 классов для услуг. Полный перечень классов вы можете посмотреть на сайте Укрпатента.

    Многим предпринимателям иногда бывает затруднительно самостоятельно определить в каких классах регистрировать ТМ, поэтому мы вам подскажем и проконсультируем какие классы для регистрации необходимо выбрать для вашего бизнеса.

    Предварительный поиск на тождество и сходство

    После определения классов, но перед подачей заявки на регистрацию ТМ, мы настоятельно рекомендуем проводить предварительный поиск на тождество и сходство. Исключением тут может быть только ситуация, когда вы заказываете разработку названия, и в рамках этих работ поиск уже проводился. В других случаях (если вы придумали название самостоятельно, или взяли понравившееся слов из сети или других источников) без поиска не может быть никаких гарантий, что такая торговая марка уже не зарегистрирована другим лицом.

    Предварительный поиск проводится в словесной части торговой марки в интересующих классах товаров и услуг:
    — по базе торговых марок, зарегистрированных в Украине по национальной процедуре;
    — по базе заявок на торговые марки, поданные на регистрацию в Украине по национальной процедуре;
    — по базе торговых марок, зарегистрированных в Украине по международной процедуре;

    В результате проверки станет возможным:
    — увидеть схожие и тождественные марки;
    — определить риски отказа в регистрации вашей торговой марки;
    — изменить марку для избежания отказа;
    — отказаться от общих товаров или услуг в классе и выбрать только свои товары/услуги;
    — избежать финансовых потерь (в случае отказа, сборы за подачу заявки возврату не подлежат).

    Таким образом, предварительный поиск нужен для определения уровня риска возможного отказа в регистрации торговой марки и сэкономит ваше время и деньги. Стоимость поиска зависит от количества классов, по которым будет проводится поиск и необходимости составления анализа, выводов и рекомендаций для последующей регистрации ТМ.

    После определения классов, необходимо решить на кого регистрировать ТМ и подготовить необходимые документы.

  • На кого регистрировать ТМ?

    Торговая марка может быть зарегистрирована как на физическое лицо, так и на юридическое лицо. Для регистрации на физическое лицо потребуется только паспорт и ИНН. Для регистрации на юридическое лицо – копии документов о регистрации компании, форме собственности и полные реквизиты предприятия. Кроме этого, и для физлица, и для юрлица потребуется еще подписанная доверенность на патентного поверенного на представление интересов заявителя и ведение процедуры регистрации.

    Заявителей может быть больше одного – в этом случае право владения ТМ в равной доле распространяется на всех участников регистрации. При нескольких заявителях также меняется стоимость регистрации – увеличивается размер госпошлины и услуг патентного поверенного.

    На кого лучше регистрировать ТМ – на себя или на компанию? Конечно, зависит от каждого конкретного случая.

    Малый бизнес чаще регистрирует ТМ на физическое лицо – в этом случае исключительные права на использование ТМ принадлежат только одному человеку, и он уже вправе либо самостоятельно использовать торговую марку, либо передавать права (или продавать полностью) на ее использование другим лицам и компаниям. В случае летального исхода (ну, увы – такое случается) право на торговую марку, при подаче соответствующих документов в Укрпатент, может перейти к прямым наследникам этого человека.

    Если ТМ регистрируется на компанию, то права на использование и получение любого вида прибыли от этой ТМ принадлежат именно компании. Независимо от количества учредителей, ни один из них не может использовать эту ТМ лично, в своих целях либо самостоятельно принимать решение о использовании этой ТМ, поскольку ТМ является ресурсом организации. Управление ТМ в данном случае осуществляет совет директоров, либо уполномоченное лицо компании. После получения прибыли от использования такой ТМ, доходы делятся в соответствии с долями учредителей.

    А вот если регистрации торговой марки выполняется на группу лиц (двое и больше физлиц, юрлиц, или физлиц и компаний) – то у каждого участника регистрации есть право голоса в использовании ТМ, они все имеют равные доли в получении прибыли от этой ТМ. Без согласования с другими заявителями, участники не могут самостоятельно принимать решения по использованию данной ТМ.

  • Цена вопроса?

    Стоимость регистрации ТМ складывается из государственной пошлины и услуг патентного поверенного по оформлению и подаче документов. Например, за стандартную регистрацию ТМ на одного заявителя в одном классе вам необходимо будет заплатить государственную пошлину (сбор), которая на сегодняшний день составляет 1000 грн. за один класс. Т.е. если у вас 2 или 3 класса регистрации – вам необходимо будет оплатить 2000 или 3000 грн. соответственно.

    Стоимость пошлины может быть больше, в зависимости от количества заявителей, сроков регистрации, и дополнительной регистрации ТМ в цвете. Все эти факторы влияют на итоговую стоимость регистрации. Кроме этого, стоимость услуг патентоведа по подготовке и сопровождению регистрации тоже может быть различной в зависимости от сложности процесса.

    Для примера, стоимость обычной регистрации ТМ в одном классе на одного заявителя обойдется примерно в 2935 грн. с учетом всех сборов и услуг.

    В эту стоимость входят следующие услуги:
    — предварительная консультация по регистрации;
    — определение и подбор классов регистрации;
    — подготовка и оформление всех необходимых документов;

    и сборы (пошлины):
    — государственный сбор за подачу заявки в 1 классе;
    — сбор за публикацию о выдаче свидетельства;
    — пошлина за выдачу и получение свидетельства.

    Стоимость предварительного поиска на тождество и схожесть в 1 классе, в зависимости от состава работ – от 900 грн.

    Срок обычной регистрации торговой марки – 12-18 месяцев. С момента подачи заявки торговая марка уже защищена законом об интеллектуальной собственности. До получения свидетельства о регистрации возле названия или изображения торговой мраки используется знак ТМ (trade mark). А после получения свидетельства о регистрации – знак R (registered).

 
Задать вопрос
Ваше имя и фамилия*
Контактный телефон Электронный адрес *
Название организации
Текст сообщения
* - Поля, обязательные для заполнения